В данном судейском деле сотрудники налоговой администрации доначислили организации по итогам выездной ревизии налог на прибыль на базе того, что она незаконно учла в составе затрат на зарплату суммы компенсаций, уплаченные увольняемым сотрудникам на базе соглашений о расторжении трудовых контрактов (п. 1 ст. 252, ст. 255, п. 49 ст. 270 НК).
Вследствие этого, организация обратилось в арб суд с притязанием о признании недействующим данного решения.
Суды в инстанции первого уровня и апелляции признали правоту инспекции федеральной налоговой службы, отметив на то, что трудовые контракты с сотрудниками, получившими оплаты при увольнении, не содержали указаний на возможность оплаты компенсаций, и на их условия и размеры. Допсоглашения к трудовым контрактам были заключены лишь с 2 сотрудниками на базе п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК . Наряду с этим, добавочная финансовая компенсация в них составила 1,154 миллионов рублей. Данные допсоглашения не были признаны судами в качестве неотъемлемой части трудового договора, потому, что в них не заключалось каких-либо сведений либо условий, неукоснительных для включения в трудовой контракт, и заключены они были незадолго до его расторжения.
К тому же, арб суд округа аннулировал прошлые судебные акты и удовлетворил притязания организации. Суд отметил, что список затрат на зарплату , установленный ст. 255 НК РФ, является открытым. Вследствие этого затраты на оплату компенсаций сотрудникам, увольняемым по соглашению сторон трудового договора, могут быть включены в затраты на зарплату согласно с п. 25 ст. 255 НК РФ как иные оплаты, реализуемые плательщиком налогов в адрес сотрудников. Суд кроме того учёл , что п. 9 ст. 255 НК РФ в редакции, действующей после 1 января 2015 года, предполагает возможность отнесения к расходам на зарплату тех начислений увольняемым сотрудникам, которые предусмотрены обособленными соглашениями сторон трудового договора, в частности соглашениями о расторжении трудового договора.
инспекция федеральной налоговой службы обжаловала такое решение. В итоге, коллегия суда ВС РФ аннулировала все прошлые судебные акты и отправила дело на новое разбирательство в суд инстанции первого уровня. В обоснование были приведены следующие аргументы:
- в ст. 255 НК РФ установлен открытый список затрат на зарплату сотрудников, принимаемых в расчет с целью налогообложения, в случае, что эти оплаты производятся в рамках трудовых и связанных с ними взаимоотношений;
- потому, что ст. 9 ТК РФ допускает регулирование трудовых и связанных с ними взаимоотношений в контрактном режиме, само по себе условие, что спорные оплаты были произведены во выполнение добавочных соглашений к трудовым контрактам и соглашений о расторжении трудовых контрактов, не изымает возможности признания таких затрат с целью налогообложения на базе ст. 255 НК РФ;
- спорные затраты должны отвечать ст. 252, 270 НК РФ, другими словами являться обоснованными (экономически оправданными) расходами, оценка коих выражена в финансовой форме и в случае, что они произведены для осуществления деятельности, нацеленной на получение дохода.
Кроме того суд обратил внимание на то, что в практике судов отсутствуют прецеденты, разрешающие налоргу при употреблении ст. 252 НК РФ оценивать произведенные плательщиками налогов затраты с позиции их экономической рациональности. Затраты будут считаться экономически обоснованными, если они нужны для деятельности плательщика налогов.
Одновременно с этим, для целей исчисления налога на прибыль компаний создаваемые при увольнении сотрудников оплаты не должны быть аналогичны расходам, поименованным в п. 25 ст. 270 НК РФ, другими словами прибавкам к пенсиям, единовременным пособиям уходящим на пенсию ветеранам труда и тому похожим оплатам, имеющим характер личного обеспечения сотрудника после его увольнения.
Оплаты, создаваемые на базе соглашений о расторжении трудового договора, могут исполнять как функцию выходного пособия (дохода, сохраняемого на довольно малый срок времени до трудоустройства сотрудника), так и по сути выступать платой за согласование сотрудника на отказ от трудового договора.
Но, при большом размере таких оплат, их явной несопоставимости простому размеру выходного пособия организация обязана подтвердить их экономическую оправданность и рациональность.
В случае отсутствия таких подтверждений, налорг вправе исходить из того, что произведенные сотрудникам оплаты в подобающей части являются личным обеспечением сотрудников, предоставляемым на срок после их увольнения, и не уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 25, подп. 49 ст. 270 НК РФ).
Посмотрите также интересную заметку на тему суд. Это возможно станет познавательно.